меню

Особенности конструкции генератора

На автомобили устанавливают трехфазный генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (если смотреть со стороны привода).

Детали генератора

Рис. 1. Детали генератора:

1 – гайка крепления шкива; 2 – шкив; 3 – дистанционное кольцо; 4 – передняя крышка; 5 – прижимная пластина подшипника; 6 – винт крепления прижимной пластины; 7 – ротор; 8 – винт крепления кожуха; 9 – кожух; 10 – болт крепления щеткодержателя; 11 – щеткодержатель с регулятором напряжения; 12 – стяжной болт; 13 – задняя крышка с выпрямительным блоком; 14 – установочный штифт; 15 – статор

Статор 15 (рис. 1) и крышки 4 и 13 стянуты четырьмя болтами 12. Вал ротора 7 вращается в подшипниках, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца.

Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, mприкрепленным к задней крышке 13.

Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «L» регулятора напряжения.

Работа генератора отслеживается сигнализатором разряда аккумуляторной батареи, расположенным в комбинации приборов. При включении зажигания сигнализатор должен гореть, после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение сигнализатора или его свечение вполнакала свидетельствует о неисправностях.

Полезный совет

В последнее время появилось много фирм, специализирующихся на ремонте импортных стартеров и генераторов. Там можно провести диагностику неисправного узла, приобрести запчасти для любой модели генератора (стартера), получить квалифицированную консультацию. Если вы не уверены, что можете отремонтировать генератор (стартер) самостоятельно, есть смысл обратиться в такую фирму, где ремонт этих узлов выполнят быстро, с хорошим качеством и по вполне доступной цене. Однако на автомобилях с большим пробегом часто бывает выгоднее заменить узел в сборе новым, чем заменять вышедшие из строя детали.

Табл. 1. Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения

Причина неисправности Способ устранения
При включении зажигания не горит сигнализатор разряда аккумуляторной батареи
Обрыв провода между генератором, выключателем (замком) зажигания и сигнализатором Устраните обрыв
Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи не гаснет после пуска двигателя
Слабое натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов Замените ремень
Неисправен генератор (изношены щетки генератора или неплотно прилегают к контактным кольцам, сгорела обмотка возбуждения генератора, неисправен выпрямительный блок или регулятор напряжения) Замените или отремонтируйте генератор
Замыкание на «массу» провода между генератором и сигнализатором Изолируйте провод
Генератор не обеспечивает заряда аккумуляторной батареи
Окисление клемм аккумуляторной батареи Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы батареи техническим вазелином
Неисправна аккумуляторная батарея Замените аккумуляторную батарею
Слабое натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов Замените ремень
Неисправен регулятор напряжения генератора или выпрямительный блок Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок
Аккумуляторная батарея перезаряжается
Неисправен регулятор напряжения генератора или выпрямительный блок Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок
Повышенное падение напряжения в цепи генератор – аккумуляторная батарея Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в выключателе (замке) зажигания, монтажных блоках предохранителей и реле, разъемах, проверьте соединение корпуса генератора с «массой»