Особенности конструкции стартера
Стартер автомобиля Hyundai Solaris представляет собой четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с муфтой свободного хода и электромагнитным двухобмоточным тяговым реле. Крышки 2 и 9 (рис. 1), а также корпус 12 статора стянуты двумя болтами 7.
Рис. 1. Детали стартера:
1 – винт крепления тягового реле; 2 – передняя крышка; 3 – опора рычага привода муфты свободного хода; 4 – тяговое реле; 5 – гайка контактного болта; 6 – гайка с шайбой крепления силовой шины; 7 – стяжной болт; 8 – щеточный узел; 9 – задняя крышка; 10 – винт крепления щеточного узла; 11 – дистанционное кольцо; 12 – корпус статора; 13 – ротор; 14 – рычаг привода муфты свободного хода; 15 – муфта свободного хода; 16 – ограничительное кольцо муфты свободного хода; 17 – стопорное кольцо
В корпусе статора закреплены постоянные магниты. Вращение от ротора 13 электродвигателя передается маховику двигателя через муфту свободного хода 15.
Вал ротора вращается в двух металлокерамических втулках подшипников, запрессованных в крышки 2 и 9. На крышке 2 закреплено тяговое реле 4, якорь которого через рычаг 14 перемещает муфту свободного хода.
Полезные советы
Для того чтобы избежать многих неисправностей стартера, соблюдайте ряд простых правил при его эксплуатации:
- пуская двигатель, включайте стартер не более чем на 10–15 с и повторно – через 20–30 с. Непрерывная длительная работа стартера может привести к перегреву. Если после трех попыток двигатель не пускается, то следует проверить и устранить неисправности в системе питания двигателя или в системе зажигания;
- после пуска двигателя немедленно выключите стартер, так как длительное вращение маховиком шестерни муфты может привести к повреждению муфты свободного хода стартера;
- не передвигайте автомобиль с помощью стартера, так как это вызывает его значительную перегрузку и повреждение.
Табл. 1. Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает | |
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на «массу» или обрыв | Замените тяговое реле |
Обрыв в цепи питания тягового реле стартера | Проверьте провода и их соединения в цепи между управляющим контактом тягового реле стартера и выключателем (замком) зажигания |
Неисправна контактная часть выключателя зажигания | Замените контактную часть выключателя зажигания |
Заедание якоря тягового реле | Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря |
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ | Зачистите коллектор, замените щетки |
При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает | |
Ослаблено крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом | Подтяните крепления наконечников провода |
Окислены контактные болты тягового реле или ослаблены гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах | Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов |
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ | Зачистите коллектор, замените щетки |
Обрыв или замыкание в обмотке якоря | Замените якорь |
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается | |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите батарею |
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле | Замените тяговое реле |
Значительное падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов | Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до управляющего контакта тягового реле стартера |
При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается | |
Пробуксовка муфты свободного хода | Замените муфту |
Шестерня привода не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика (прослушивается шум, появился износ зубьев маховика заходной части) | Замените привод или маховик |
Шум стартера при вращении якоря | |
Чрезмерный износ подшипников (втулок вала якоря) | Замените подшипники или крышки стартера |
Ослаблено крепление стартера или сломана его крышка со стороны привода | Подтяните гайки крепления или замените крышку стартера со стороны привода |
Повреждены зубья шестерни муфты или венца маховика | Замените муфту или маховик |
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком | |
Заедание муфты на шлицах вала ротора | Очистите шлицы и смажьте их моторным маслом |
Заедание якоря тягового реле | Замените тяговое реле или устраните заедание |